Блог

Опыт реабилитации детей с ДЦП

Опыт реабилитации детей с ДЦП

Представляем вашему вниманию наш опыт  реабилитации детей, страдающих ДЦП. Данная работа проводилась в центре с группой детей (35 человек) в возрасте от 2,5 до 13,5 лет. В состав рабочей группы входят: массажист, методист ЛФК, воспитатель. Периодически контроль за результатами проводится прикрепленным невропатологом центра, в медицинских учреждениях, к которым прикреплены дети, а также в больнице №18 г. Москвы и в центре Л. Ильича (Республиканское объединение по реабилитации и восстановлению детей-инвалидов).




Распределение работы в группе специалистов, во-первых, позволяет избежать значительных физических и психоэмоциональных перегрузок, во-вторых, дает возможность проводить работу более квалифицированно и, в-третьих, позволяет получать более глубокую и разностороннюю оценку состояния ребенка, его развития и успехов в процессе реабилитации.

Используют следующие методы работы с детьми: 

  • лечебный массаж в сочетании с биоэнерготерапией
  • лечебная физкультура
  • психокоррекция
  • обучающая педагогика
  • работа с родителями.

В идеале необходимо добиться максимальной самостоятельности ребенка и адаптации его в жизни, уменьшить или устранить задержку  психомоторного развития, компенсировать или восстановить патологические поведения центральной нервной системы. Это задача каждого из этапов реабилитации и конечного результата в целом. Работа с каждым ребенком ведется индивидуально.

Скорость реабилитации зависит от тяжести патологии и от активности работы родителей с ребенком в тесном и дисциплинированном сотрудничестве с теми, кто проводит лечение.

Реабилитация начинается с реальной оценки возможностей ребенка и работы с родителями. Чем более выражена патология у ребенка-инвалида, тем больше требуется усилий от родителей для его адаптации к жизни. В этом случае необходимо максимально развивать самостоятельность ребенка, раскрыть его возможности. При постоянной тренировке в процессе роста и развития  ребенок может восстановить или хотя бы компенсировать какие-либо поражения ЦНС.

Родители часто всячески оберегают своего ребенка, опекают его и из жалости полностью лишают самостоятельности (он болен и слаб, о нем надо заботиться, он ничего не может, ему ничего нельзя делать).

В результате родители сами усиливают степень инвалидности ребенка и активно содействуют все большему отставанию его физического и психомоторного развития.




Поэтому первое, с чего начинается работа, — выявление того, что ребенок сам способен делать и чему его просто надо научить. Форма обучения — доброжелательно-игровая и сопротивления у ребенка, как правило не вызывает. Кроме того, расширение своих возможностей  ребенок воспринимает с радостным интересом.

В процессе попыток овладеть различными навыками у ребенка начинают проявляться мешающие ему в этом двигательные нарушения, которые сразу же корректируются биоэнергетическим массажем, постизометрической релаксацией и ЛФК. Необходимо активное подключение родителей к работе, поскольку к вовремя не поддержанному и не закрепленному достижению ребенок через некоторое время может начать терять интерес.

Как только ребенок что-то начинает делать самостоятельно, уже ни при  каких условия нельзя делать это за него. Можно только помогать, если ему трудно или он устал.

Работать родители с ребенком дома или нет, видно сразу. При совместной активной работе результат проявляется быстро и очень ярко, каждый день отмечается прогресс в развитии.

Иногда научить чему-то ребенка по много раз легче, чем преодолеть инертность родителей и родственников. У большинства родителей всегда много претензий. Кроме того, они часто забывают первоначальное состояние ребенка и недовольны его положением в настоящем. Необъективность родительского восприятия также очень мешает работе. Например: у родителей есть мечта, чтобы ребенок начал ходить. У ребенка спастический тетрапарез — не ходит, не стоит, самостоятельно устойчиво не сидит,руками совершенно не владеет. В результате нашей работы стал владеть руками (рисует, складывает мозаику, самостоятельно ест), устойчиво сидит на стуле, может вставать с пола, держась за опору, и устойчиво стоять около нее. На вопрос к родителям, как они оценивают эти достижения ребенка, они вяло отмечают, что положительные сдвиги в состоянии ребенка, конечно, есть, но ведь он до сих пор не ходит, или могут сказать что ребенок и год назад все это делал. Не оценивая по достоинству результаты реабилитации ребенка, не замечая его успехов, у родителей не возникает активного желания работать в полную силу для восстановления его здоровья.

Работа с ребенком идет на базе его реальных возможностей, с каждым разом решая понемногу усложняющие задачи. Это обеспечивает устойчивое восстановление и развитие функций. Приобретенное таким образом ребенок не теряет.

Искусственное завышение требований сверх возможностей к стойкому результату, как правило, не приводит. Надежно только то, что ребенку помогли достичь самостоятельно.

Например: ребенка, не способного самостоятельно стоять, можно при помощи каких-либо приспособлений удерживать длительное время в вертикальном положении, как бы тренируя его. Но при такой работе ребенок все равно не научится надежно и устойчиво стоять и уж тем более не начнет самостоятельно ходить, т.к. были упущены важнейшие этапы развития — умение самостоятельно вставать, держать равновесие, владеть координацией движений, управлять телом.

Домашняя работа с ребенком вовсе не требует от родителей титанических многочасовых подвигов. Достаточно время от времени общаться с ребенком по 10-15 -максимум20 минут (на большее его восприимчивость все равно не хватит), но это общение должно быть развивающим по рекомендованной программе и приносить взаимную радость. Последовательность занятий вполне можно скорректировать по желанию и настроению ребенка в данный момент. Его желание и интерес всегда дадут большую отдачу в работе, нежели жесткая обязательная принудиловка по схеме и распорядку.

Самая лучшая форма любой тренировки ребенка — игровая. И обязательно надо хвалить ребенка за каждую удачу. Конечно, психология родителей, воспитывающих ребенка-инвалида, — это особая и очень сложная проблема.

Когда родители теряют надежду, они одновременно теряют активное желание действительно помогать ребенку и обречены на пассивность. Когда у ребенка начинают проявляться какие-либо улучшения, они могут не замечать их, просто страхуясь от проявления новой надежды, потому что подсознательно боятся ее крушения в очередной раз. Поэтому не надо рисовать родителям идеальные радужные перспективы возможного выздоровления их ребенка.

Необходимо поставить перед родителями реально выполнимую задачу, в которой есть четкая логика и жизненный здравый смысл, с которой нельзя было не согласиться. А именно: уговорить родителей приложить все силы, чтобы реабилитировать ребенка в этой жизни по максимально данным ему природой возможностям. Это значительно облегчит их собственные физические и психологические нагрузки и в будущем серьезно облегчит жизнь ребенка в этом мире. Дело в том, что при развитии самостоятельности  ребенок начинает утвержаться как личность. Это развитие попутно уменьшает проявление патологических симптомов со стороны головного мозга. При этом понемногу изменяются и расширяются физические возможности. Каждое достижение — это подготовка к следующему этапу восстановления.

На каждом этапе реабилитации, получив положительную динамику, родители просто должны радоваться достигнутому.




И даже не столь важно, какой высоты будет результат следующего этапа и будет ли он вообще (если ребенок достиг «потолка» своих возможностей), а важно то, что уже сейчас, по сравнению с прошлым, ребенку жить лучше, а родителям — легче. Их жизнь и жизнь их ребенка стала другой и получила новые возможности иметь лучшее будущее.

Вам также может понравиться...